24.04.2024

Биографии

известных людей кратко

Касториадис Корнелиус

1 минута чтение
Философия Касториадиса Корнелиуса

Касториадис Корнелиус – греческий философ, экономист и психоаналитик, работавший и творивший во Франции. Один из величайших мыслителей 20 века, он сочетал в своем творчестве политику, философию и психоанализ. Названный «философом автономии», он был автором важной книги «Воображаемый институт общества» и соучредителем журнала «Социализм или варварство». Краткая биография Касториадис Корнелиус – в следующей статье на biografiya-kratko.ru.

Касториадис Корнелиус родился в Стамбуле 11 марта 1922 года и вскоре после катастрофы в Малой Азии вместе с семьей находился в Афинах. Довольно рано, с 13 лет, он включился в политическую и общественную деятельность. Член нелегальной коммунистической организации во время диктатуры Метаксы, был арестован и заключен в тюрьму. Он изучал право и экономику в Афинском университете и в 1941 году вступил в КПГ. Через год он покинет ее и присоединится к троцкистской группе Спироса Стины. Следствием этого будет то, что он окажется между двух огней, немцами и ортодоксальными коммунистами.

Касториадис Корнелиус
Корнелиус Касториадис (1922–1998)

В 1944 году он публикует свой первый очерк о Максе Вебере, который публикуется в журнале «Архив социологии и этики». В «Декабриане» он как троцкист испытает терроризм ЭЛАС и не одобрит методы КПГ. В 1945 году он поселился в Париже со стипендией французского правительства вместе с Коста Акселос, Костас Папаиоанну, Янни Ксенакис, Мимика Кранакис, Мемо Макрис и другими. С тех пор французская столица будет центром его жизни и деятельности. Он посетит Грецию только летом и после постколонизации.

В Париже, параллельно с учебой, он создает группу «Социализм или варварство», идеологически и политически резко критикующую советскую марксистскую модель, которую она характеризует как «бюрократический капитализм». Он душа группы и в основном редактирует позиции и пишет самые важные тексты в одноименном журнале.

  • Тогда-то он и начинает формулировать понятие автономии, как «автономии пролетариата». Исходя из оценки того, что рабочее движение претерпело множество искажений, изменивших историческую роль пролетариата, он считает основным условием социалистического преобразования общества автономное действие пролетариата, целью которого будет катализ бюрократический общественный механизм и переход власти к массовым организациям производительных классов.

В 1966 году была создана группа «Социализм или варварство» и журнал перестает издаваться. Однако два года спустя тексты и мысли группы, и особенно Касториадиса, стали ключевым источником вдохновения для восставших студентов мая 68-го. В это время он работает экономистом в ОЭСР и в 1970 году приобретает французское гражданство. Таким образом, он перестает писать под псевдонимом (Пьер Сулье, Поль Карден и т. д.), опасаясь депортации, и становится более известным.

Советуем почитать: Иван Варваций

Философия Касториадиса Корнелиуса

Глубокая критика марксизма сопровождается беспрецедентной интеллектуальной любознательностью и продуктивностью. Касториадис занимается математикой, экономикой и психоанализом, которыми он профессионально занимался в 1974 году. Этот сдвиг в сторону психоанализа теперь характеризует все его мышление, что приводит его к новому философскому пониманию политической и социальной жизни человека, что отражено в его ставшей уже классической работа “Воображаемый институт общества” (1975). Касториадис построит свою философскую систему вокруг этой книги. Возвращение к истокам демократической структуры афинского общества V века до н.э. века, как и все другие великие творческие моменты европейской культуры.

Касториадис отрицает существование какого-либо предписанного курса общества (детерминизм), поскольку это непрерывное творение, которое рождается и наделяется смыслом через «Общественное воображение». Согласно Касториадису, хотя все общества создают свои собственные воображаемые значения (т. е. институты, правила, убеждения, представления и т. д.), не все из них осознают этот факт.

Касториадис Корнелиус

 

Многие общества маскируют социальную природу установления своих воображаемых значений, приписывая их установление и обоснование внесоциальным факторам (например, Богу, традиции, закону, истории). Основываясь на этом осознании самоустановления мнимых значений каждым обществом, Касториадис различал автономные общества, то есть те, кто осознавал это самоустановление,

В 1979 году он стал директором по исследованиям в Ecoles des Hautes Etudes en Sciences Sociales. В последние годы жизни он несколько раз посещал Грецию, читая цикл лекций в Салониках, Ираклионе, Волосе, Ретимно и др. В 1989 году ему было присвоено звание почетного доктора Университета Пантейон.

Касториадис Корнелиус умер в Париже 26 декабря 1997 года от осложнений после операции на открытом сердце в возрасте 75 лет.

Примерная библиография Касториадис Корнелиус

  • Бюрократическое общество [2 тома] («Ипсилон»)
  • Воображаемый институт общества («Раппас»)
  • Перекресток Лабиринта («Ипсилон»)
  • Древнегреческая демократия и ее значение для нас сегодня («Ипсилон»)
  • Греческая самобытность: от Гомера до Гераклита («Критика»)
  • Антропология, политика, философия (“Ипсилон”)
  • Выступления в Греции («Ипсилон»)

Советуем почитать: Краткая биография Макс Азрия

Цитаты Касториадиса Корнелиуса

Мы живем в обществе лобби и увлечений

****

Революция не есть потоки крови, взятие Зимних дворцов. Революция означает радикальное преобразование институтов общества. В этом смысле я, конечно, бунтарь.

****

Человек есть то безумное животное, безумие которого открыло разум.

****

Основная причина образования в демократическом обществе неоспорима. […] И я не говорю об образовании, которое дает «Министерство просвещения», или, во всяком случае, не в основном о нем, ни о новой «образовательной реформе», с помощью которой, якобы, мы приблизились бы к демократия. Воспитание начинается с рождения человека и заканчивается его смертью. Это происходит везде и всегда. Стены города, книги, зрелища, события воспитывают горожан – а сегодня в основном “неправильно воспитывают”.

 

Больше историй

краткая биография Висенте Уидобро 1 минута чтение
Нетти Стивенс: краткая биография 1 минута чтение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *