Кропоткин Петр Алексеевич
1 min read
Петр Кропоткин – русский анархист-мыслитель, сформулировавший вариант анархической теории, известный как «анархо-коммунизм». Он считал, что капитализм порождает бедность и искусственный дефицит товаров, продвигая неравенство между людьми. Он верил в коммунистическое общество без государства, децентрализованное, основанное на взаимопомощи и добровольной организации рабочих. Хотя он отличился во множестве научных областей, от зоологии и географии до социологии и истории, он презирал материальный успех ради революционной жизни. Петр Кропоткин Алексеевич – краткая биография, философия на biografiya-kratko.ru.
Петр Кропоткин Алексеевич краткая биография
Аристократ Петр Кропоткин родился 27 ноября 1842 года ( 9 декабря 1842 года по григорианскому календарю ) в Москве. Он был сыном смоленского князя Алексея Петровича Кропоткина, имевшего на работе большие имения и 1200 рабовладельцев. Его мать была дочерью казачьего генерала. В 1857 году в возрасте 14 лет он присоединился к элите последователей, которые готовили детей русской аристократии к военной карьере. Он оставался в Санкт-Петербурге, где располагалось военное училище до 1862 года, после чего он присоединился к русской армии.
Во время своего ученичества, помимо жестокого и бесчеловечного военного обучения, он самостоятельно изучал французские энциклопедии и историю Франции и познакомился с либеральными духами, которые в то время ощущали свое присутствие в России. Он ценил решение царя Александра II отменить рабство в 1861 году, но сомневался в последовавшей за ним «либеральной репутации».
С 1862 по 1867 год служил офицером в Сибири. Параллельно с военными обязанностями он изучал животный мир местности и занимался географическими исследованиями. Во время пребывания в Сибири он изучал книги французского анархиста Пьера-Жозефа Прудона, английского либерального мыслителя Джона Стюарта Милля и соотечественника интеллектуала Александра Герцена, «отца русского социализма», каким он был. Эти духовные поиски в сочетании с его опытом положения крестьян в Сибири заставили его в 1872 году объявить, что он анархист.
В 1867 году он уволился из армии, что вызвало недовольство его отца. Он поступил в Санкт-Петербургский университет изучать математику и одновременно продолжил географические исследования в Швеции и Финляндии за счет Русской географической службы. Результаты его исследований сразу же обеспечили ему признание и проложили путь к блестящей научной карьере. Однако в 1871 году он ушел с поста генерального секретаря Русского географического общества и, отказавшись от унаследованного им титула князя, посвятил свою жизнь делу социальной справедливости.
В 1872 году он посетил Швейцарию и стал членом Международного союза рабочих (IWA), также известного как Первый Интернационал. Но он быстро отверг социализм Первого интернационала, когда встретился со швейцарскими часовщиками в горном районе Юра, чья добровольная взаимная поддержка вызвала его восхищение. По возвращении в Россию он присоединился к революционной группе «Кружок Чайковского» , которая вела пропаганду среди крестьян и рабочих Санкт-Петербурга и Москвы.
В марте 1874 г. он был арестован за подрывную деятельность и заключен в тюрьму. Благодаря своему аристократическому происхождению он получил ряд привилегий, в том числе продолжение своей научной работы. Летом 1876 года, незадолго до суда, он сбежал с помощью своих друзей. В ту же ночь он повеселился со своими друзьями в роскошном ресторане в Санкт-Петербурге, справедливо полагая, что полиция его там искать не будет.
На следующий день он сел на корабль, направлявшийся в Англию. После непродолжительного пребывания в Халле он вернулся в Швейцарию и в 1878 году взял на себя руководство газетой своих знакомых, часовщика Jura Le Révolté ( «Революционер» ), и в то же время опубликовал различные революционные брошюры.
После убийства царя Александра II ( 1 марта 1881 г.) народником Николаем Рисаковым он был депортирован по просьбе правительства России. Он переехал во Францию, где был арестован и заключен в тюрьму на три года по обвинению в революционной деятельности. Он был освобожден в 1886 году и поселился в Англии, где оставался в течение следующих тридцати лет.
Книги князя Крапоткина и философия
Во время изгнания Кропоткин написал серию книг, направленных, как он часто отмечал, на установление анархизма на научной основе. Наиболее важными из них являются «Хлеб и Воля» (1892 г.), « Поля, фабрики, мастерские» (1899 г.) и взаимопомощь. (1902). В последнем, который считается его шедевром, он утверждает, что, несмотря на дарвиновскую теорию выживания наиболее приспособленных, главным фактором эволюции видов является сотрудничество, а не конфликт.

Приводя примеры, он доказывает, что общительность является доминирующей чертой на всех уровнях животного мира. Среди людей он считает, что взаимопомощь – это правило, а не исключение. Он считает, что тенденция современной истории склоняется к децентрализованным кооперативным обществам, в которых люди смогут развивать свои творческие способности без вмешательства государства.
Анархия Петра Кропоткина
В теории анархо-коммунизма, на основе которой частная собственность и неравные доходы будут заменены свободным распоряжением товарами и услугами, Кропоткин сделал большой скачок в развитии анархистской экономической мысли. Он заменил принцип оплаты труда принципом удовлетворения потребностей. Каждый оценивал свои потребности и получал с общих складов все, что считал необходимым. Кропоткин представлял себе общество, в котором люди будут выполнять как физический, так и умственный труд. Члены каждого кооперативного сообщества будут работать с 20-го по 40-й год. Четырех-пяти часов в день было бы достаточно для комфортной жизни, а разделение труда дало бы возможность для множества приятных занятий.
Чтобы подготовить людей к этой счастливой жизни, Кропоткин основывал свои надежды на обучении детей, которое будет развивать их умственные и физические способности. В нем особое внимание уделялось гуманитарным наукам и основным принципам математики и естествознания. Обучение будет основано не только на книгах, но и на обучении в сельской местности с непосредственным наблюдением и действием.

Он считал, что в будущем анархическом мире, который будет основан на взаимопомощи, с антиобщественным поведением будут бороться не закон и тюремное заключение, а человеческое понимание и моральное принуждение сообщества.
Кропоткин прославился больше своими сочинениями, чем своими действиями, хотя сначала он отправился в авантюрное путешествие как революционер, которое он описывает в своей автобиографии « Мемуары революционера» (1899). Его жизнь была образцом высоких моральных целей и сочетания интеллекта и действия, которым он учил на всех уровнях. Он не проявлял эгоизма, двуличия, страсти к власти, событий, которые повредили имиджу многих других революционеров.
По этим причинам им восхищались не только его товарищи, но и многие, что обозначение «анархист» означало не что иное, как убийство кинжалом или бомбой. Оскар Уайльд считал его одним из двух по-настоящему счастливых людей, которых он когда-либо встречал.
Возвращение Кропоткина в Россию
После «Февральской революции» 1917 года ему разрешили вернуться в Россию, где его с большим энтузиазмом приняли современники. Ему предложили министерство образования, но он отказался, потому что любое принятие этого предложения противоречило бы его анархистским идеям. Он твердо верил в советы (советы солдат и рабочих), которые составят основу бесклассового общества. После захвата власти большевиками в октябре 1917 года его энтузиазм сменился разочарованием. По его словам, большевики показали, что революции не должно происходить, то есть авторитарными методами. Он посвятил последние годы своей жизни написанию « Истории этики» , которую так и не завершил.
Петр Алексеевич Кропоткин умер от воспаления легких 8 февраля 1921 года в городе Димитрове, Россия. Его похороны прошли в Москве с разрешения Ленина и их посетили тысячи человек. Это был также последний раз во времена Советского Союза, когда черный флаг анархизма демонстрировался в российской столице.
Советуем почитать: Владимир Ленин